Разумное, доброе, вечное
Педагогика всегда стояла перед вызовами окружающего мира. Сейчас количество и сложность этих вызовов начали нарастать в геометрической прогрессии. Но и ответы не заставляют себя ждать: усложняется, насыщается школьная программа, разрабатываются новые способы подачи и закрепления материала, формы взаимодействия учитель — ученик, и, конечно, IT-технологии внедряются практически повсеместно.
Но если внимательно присмотреться к процессу, то становится заметно, что мы продолжаем нести детям разумное, доброе, вечное, а дальше по косвенным признакам, через систему проверок смотрим, что получилось, чему удалось научить. В этот момент возникает извечный вопрос: почему дети берут знания по-разному? Почему детей, готовых в полном объеме осваивать наши обширные образовательные, развивающие и воспитательные программы, так немного? Кто такие успешные дети и за счет чего они таковыми становятся?
Целостное развитие нервной системы базируется на разнообразной регулярной физической активности
По данным международного исследования PISA, в России в 2019 году только 6% учеников 7−9-х классов достигли 5−6-го уровня читательской грамотности (то есть самых высоких показателей). Того же уровня в области математической грамотности достигли 8%, естественно-научной — 3%.
Процент детей, не имеющих достаточного уровня читательской грамотности, то есть тех, кто не может сам обучаться через текст, воспринимать и работать с изложенной таким образом информацией, составил 22% (1-й уровень), еще 28% находятся на пороговом уровне. Это 50% учащихся средней школы!
Приходится задуматься: а кого мы учим? Кто такой современный ученик? Чем отличается он от ребенка 10−50−100 лет назад? Что мы знаем о том, как человек усваивает знания, как может оценить и повлиять на этот процесс руководитель образовательной организации, учитель, воспитатель, чтобы сделать учебный процесс/образование по-настоящему индивидуальным, прицельным и при этом групповым?
Смежные области
Усложнение знаний о современном мире происходит не только внутри отдельных научных областей. Перекрестное обогащение за счет междисциплинарных связей — полезный и неотвратимый процесс. Осознавая это, ведущие методологи педагогики акцентируют внимание на развитии у детей одной из важнейших компетенций современного человека — умения работать, осмыслять задачи в рамках межпредметного подхода. Похоже, пришло время и нам, взрослым, осваивать эту компетенцию в полном объеме, насыщать педагогическое поле прикладными знаниями и инструментами. Что может быть лучше и эффективнее, чем обмен между смежными областями наук о человеке? Например, между педагогикой и прикладной нейрофизиологией.
Ведь абсолютно все сферы человеческой жизни напрямую зависят от того, как справляется с задачами нервная система. Обучение, воспитание, образование — важнейшие сферы-мишени исследования прикладных нейрофизиологов.
Уважаемые руководители образовательных процессов, педагоги, как вы думаете, какой процент детей к первому классу является достаточно зрелым с нейрофизиологической точки зрения, сколько учеников готовы осваивать предлагаемую образовательную программу? Ответ: от 25% до 32%. От 68% до 75% учеников класса (иногда значительно больше, так бывает по разным причинам) сидят перед учителем и, не очень понимая, что он пытается им объяснить, стараются хотя бы запомнить и воспроизвести.
Еще немного цифр. Считается, что за последние 5000 лет человеческий мозг практически не изменился, а на клеточном уровне остался прежним. Он несколько уменьшился в объеме, что связывают с разделением труда, скорректировался очень небольшой объем (1,5−2%) структурных связей.
Таким образом, с биологической точки зрения мы учим тех же самых детей, что и наши коллеги много лет назад. То, что жизнь значительно изменилась с тех пор, это факт, а решать новые задачи приходится с помощью все того же инструмента. Учебная программа усложняется: появляются новые предметы, а также увеличивается учебное содержание отдельного предмета. При этом время в часах, отведенное на их освоение, остается практически неизменным. Например, для начального общего образования не менее 2904 часов и не более 3345 часов в 2010 году, не менее 2954 часов и не более 3190 часов в 2021 году. То есть концентрация знаний, навыков и умений, необходимых для освоения на единицу времени, значительно выросла.
Развивать функции
Что же делать? Развивать функциональность мозга. Брать инструменты нейрофизиологов, оценивать актуальное состояние значимых функций нервной системы, корректировать здоровьесберегающие программы с учетом понимания того, как и за счет чего эти функции можно развивать и восполнять, анализировать динамику освоения учебной программы с учетом этих факторов.
Сразу кажется, что это непосильная задача для неспециалиста. Но нет. Прикладные нейрофизиологи заняты именно тем, чтобы найти оптимальные решения для педагогов, для руководителей, создающих и поддерживающих образовательный процесс.
Образовательный процесс может быть идеальным контекстом для того, чтобы организовать систему стимуляции и поддержки развития функций нервной системы
Три живых примера, которые покажут, что дает понимание нейрофизиологических закономерностей поведения и особенностей ребенка.
1. Усидчивость — важный навык. Максимальная концентрация внимания выглядит так: человек замирает, фокусируется, иногда даже открывает рот. Частое изменение положения тела действительно влияет на возможность ребенка сосредоточиться на материале или задаче, причем не в лучшую сторону. Учителя и воспитатели, конечно, замечают это, почти всегда трактуют такое состояние как гиперактивность, предлагают ребенку легальные возможности для дополнительного движения (например, раздать тетради, вытереть доску, сходить попить и т. д.). Как правило, никакого долгосрочного результата это не приносит, и такие дети не только сами страдают от своей неусидчивости, но занимают много времени и внимания взрослого, становятся помехой для других детей. А сколько таких детей в каждом классе, в каждой группе? А сколько воспитателей, учителей знают, что очень часто такое состояние ребенка связано с недостаточной функциональной зрелостью вестибулярной системы и просто дополнительная двигательная активность не решает его проблемы?
2. Вы когда-нибудь замечали, что некоторых детей совершенно не нужно учить правильно держать ручку/карандаш? А других детей учим все время дошкольного периода обучения, продолжаем в школе и так и не добиваемся результата. Последние несколько лет даже звучат предположения, что разнообразие захватов — это индивидуальные особенности ребенка, как, например, цвет глаз.
Можно поспорить с такими предположениями с точки зрения эргономики, раз. Положение нашей кисти, количество суставов в пальцах составляют потенциал мобильности для выполнения тонких моторных действий, таких как письмо. Пользуясь кистью неэргономично, ребенок вынужден больше контролировать движения, концентрируясь на программе «как я пишу», а не «что я пишу». Он быстрее истощается, теряет возможность удерживать внимание, а уж когда нужно писать контрольную работу и часть энергии еще уходит на борьбу с эмоциями…
Когда происходит интеграция не угасшего ладонного хватательного рефлекса, то захват ручки и без обучения начинает приближаться к оптимальному, это два. И получается, что индивидуальная особенность этого ребенка только в том, что его нервная система самостоятельно не справилась с тем, чтобы освободить ладонь от рефлекторной реакции.
3. Вот ребенок уже в старшей, подготовительной, группе детского сада или в начальной школе, но по-прежнему неловок, неуклюж, часто натыкается на предметы и других детей. Можно ласково называть его медвежонком, но довольно часто он травмируется сам и травмирует других детей, совсем не желая этого. В детском коллективе он может чувствовать дискомфорт, переживая свою несостоятельность в играх, спортивных активностях, может сталкиваться с негативными реакциями других детей.
Моторная неловкость — это только трудности внешнего взаимодействия ребенка с окружающим миром или что-то большее? Часто мы видим таких детей в коллективах, при этом вопросов к их академической успеваемости у нас может не возникать. А то, что они могут часто болеть, эмоционально нестабильны, имеют низкую стрессоустойчивость и с трудом выстраивают отношения с другими детьми, мы объясняем особенностями иммунитета, характера, семейными обстоятельствами и другими причинами, не зависящими от педагога. Или считаем, что основная задача работы с ними лежит на учителе физкультуры или тренерах. Кто же еще может развить ловкость и координацию?
Наша моторика называется сложным словом «проприоцепция», это возможность нервной системы быстро и качественно передавать сигналы от тела в мозг и через мозг управлять телом и контролировать его, его положение и движения. Хорошо, когда уроки физкультуры или занятия спортом построены с учетом принципов анатомии и биомеханики, с оценкой проприоцептивных дефицитов и с правильно подобранной программой их восполнения. В вашем детском саду или школе это так?
Так что же делать, если все описанные примеры вам знакомы, более того, вы и сами можете предложить еще целый список наблюдений на эту тему (при этом наблюдаемые явления не имеют объяснений, ваши вопросы — ответов, а педагогические усилия не приносят удовлетворительных результатов)?
Идеальный контекст
Сложно поверить, но образовательный процесс может быть идеальным контекстом для того, чтобы организовать систему стимуляции и поддержки развития функций нервной системы.
Уважаемые руководители, только вчитайтесь в это! Пять раз в неделю ребенок оказывается в поле зрения педагогов девять-десять месяцев в году. Наша нервная система устроена таким образом, что ее целостное развитие в основе базируется на разнообразной регулярной физической активности. Совсем маленький здоровый ребенок почти все время двигается, со стороны его движения кажутся довольно хаотичными, сильно разноплановыми, многократно повторяющимися, причудливыми по форме и позам исполнения. Таким образом ребенок развивает, стимулирует вестибулярную, проприоцептивную, зрительную, слуховую системы. Его двигательный репертуар должен быть очень разнообразен, чтобы создать первичную основу для нарастания психоэмоциональной и когнитивной зрелости.
Приведу пример взаимосвязи вестибулярной системы, которая, на первый взгляд, отвечает только за поддержание равновесия, с различными навыками, которые мы с вами стараемся формировать при обучении. Вестибулярные функции участвуют в процессе поддержания усидчивости и сосредоточенности (как уже упоминалось раньше), а также в поддержании позы, влияют на работоспособность, баланс между риском и осторожностью, на психоэмоциональную устойчивость, эмпатию, на восприятие образа в социальном контексте, на адаптацию, на формирование пространственных представлений. То есть развитие вестибулярных функций — это математика, письмо (ориентация и последовательность символов), это чтение (его моторное обеспечение, возможность плавно следить глазами по строчке без потери места чтения, переходить со строчки на строчку), это весь процесс мышления: время, причинно-следственные связи, логика и т. д.
Прикладная нейрофизиология — это область науки, которая исследует механизмы и разрабатывает инструменты оценки и стимуляции необходимых для успешной жизнедеятельности функций, функций центральной нервной системы.
Как видим, на вестибулярную систему завязано практически все содержание образовательной и воспитательной программы. Подобные линии взаимосвязи прослеживаются и с другими сенсорными системами.
Но вернемся к нашему ребенку, жизнь которого могла сложиться по-разному в зависимости от того, получил ли он достаточно опыта двигательной активности в раннем возрасте или нет. Его нервная система в любом случае продолжает бурно развиваться, когда он приходит в детский сад. На этапе начального общего образования перед ним возникают новые возрастные задачи, ему нужно знакомиться и осваивать новые сложные когнитивные и социальные области. Но и нервная система уже прошла через ряд значимых сенситивных периодов, ей уже не требуется постоянная двигательная стимуляция. Мало того, длительная активность может приводить к истощению, появлению компенсаторных схем реагирования.
Именно поэтому формат образовательного процесса может быть идеальным для дальнейшего развития сенсорных функций: целенаправленная двигательная активность два-три раза в день пять раз в неделю девять-десять месяцев в году по 1−2 минуты сделает для развития нервной системы ребенка многократно больше, чем специальные занятия два-три раза в неделю по 45 минут.
Внедрить структуру
Согласитесь, что это очень хорошая новость. Но важно, когда в систему (как дошкольного, так и начального образования) вносится не один отдельный элемент, а целая структура, которая одновременно вписывается в существующую систему и работает на качественное улучшение результирующих характеристик. Из каких элементов состоит эта комплиментарная для образовательного процесса структура:
- разработанная понятийная база для осведомления управленческого и педагогического коллектива о системности процесса обучения с учетом нейрофизиологических факторов, как индивидуальных, так и в одном возрастном срезе (информирование);
- система оценки и контроля динамики основных нейрофизиологических показателей каждого отдельного ребенка с возможностью группировки по группам/классам с выделением основных направлений для развития/корректировки (диагностика);
- коррекционно-развивающая двигательная программа, занимающая от 3 до 5 минут в день, реализуемая в групповом формате с акцентом на детях с дефицитами (коррекция/развитие);
- многофакторный анализ индивидуальной траектории ребенка, показателей его развития, качества освоения учебного материала (анализ);
- просвещение родителей, трансляция эффективности совместного решения образовательных и воспитательных задач (осведомление).
Возможно ли реализовать такую модель на практике? Да. В предыдущие два года наш институт совместно с компанией «Атлас коммуникации», занимающейся разработкой комплексных стратегий развития образования для регионов и муниципалитетов, запустил два пилотных проекта в Екатеринбурге и Черноголовке, которые оформились в постоянно действующую систему работы с детьми. В проектах участвуют 178 школ и 174 детских сада. Трансформационные процессы, происходящие в этих организациях, вывели нас на создание методических объединений городских округов, когда сами руководители и педагоги становятся наставниками коллективов, которые проходят междисциплинарный апгрейд. Впереди следующий интересный год!
Невозможно закончить эту статью без бонусов для тех, кто увидел в ней потенциал для развития своей страны, региона, образовательного кластера, школы, детского сада, самого себя. Издательства «Линка-пресс» и «Национальное образование» выпустили книги Салли Годдард Блайт «Оценка нейромоторной готовности к обучению» и «Хорошо сбалансированный ребенок», благодаря которым вы можете более подробно узнать о влиянии функций нервной системы на процессы обучения и воспитания детей.
Двигаемся вместе в междисциплинарном направлении и решаем педагогические задачи на новом уровне компетенции.
sdfs df sdf sdasd asdasd
привет тут есть тултип Red Sun Cycling Team
Читай также
Одно из самых востребованных учебных заведений России. На все специальности здесь приличный конкурс при поступлении.
?