Профессиональная платформа для специалистов рынка образования
Путь лидера Путь лидера

На шестой год после открытия краснодарская гимназия «Лидер» работает уже на семи площадках в разных районах города. Классы оснащены уникальным лабораторным оборудованием, в каждом корпусе есть лицензированный медицинский кабинет и собственная цифровая платформа. Но дело, конечно, не в материальной базе. Самое интересное — как команда «Лидера» выходит за пределы привычных образовательных решений, а образовательный процесс — за рамки самой школы. Как сделать школу успешным бизнес-проектом, а школьника билингвом, как обеспечить ученикам не только российский, но и в перспективе зарубежный аттестат и как наладить партнерство с родителями, рассказывает основатель и директор гимназии Ольга Гогуа.
Ольга Гогуа Основатель и директор гимназии «Лидер»

С гимназией «Лидер» к звездам летим, А знания дают нам силу! Мы здесь собираем и растим будущее России!

— Гимн гимназии «Лидер»
99
!
  • Тип образовательной организации общеобразовательная организация
  • Форма собственности частная
  • Директор Ольга Гогуа
  • Количество обучающихся 1214
  • Местонахождение г. Краснодар, http://lidergim.ru

Бренд «миссис Гогуа»

Нередко авторами образовательных инициатив становятся выходцы из государственных школ. Наш случай не исключение с тем лишь отличием, что передо мной не стояла задача поиска управленца-педагога, способного возглавить практику, спроектировать работающую образовательную систему. И учредителем, и инвестором, и идейным вдохновителем стала я сама с опорой на 30-летний опыт преподавания в школе, навыки исследовательской работы в педагогике и квалификацию менеджера в образовании со степенью MBA.

В основе нашей образовательной практики лежат идеи развивающего обучения

1
2

Одновременно с любимой педагогической работой с 2010 года я руководила собственным бизнес-проектом — языковым центром Missis Gogua’s English classes. Преподавание языка по кембриджской системе оказалось востребованным, и даже само название быстро превратилось в локальный бренд.

Именно в ответ на запрос родителей моих учеников в 2011 году я открыла билингвальный детский сад Kids' Planet. Открытие школы стало следующим закономерным шагом, обусловленным желанием расти и реализовывать свои педагогические идеи.

Подготовленный стартап

Начиная школьный проект, требующий, безусловно, больших вложений, я не искала помощи инвесторов, но опиралась на ресурсную базу собственной сети детсадов. Перераспределение средств между двумя проектами сделало возможным открытие филиала начальной школы.

Следуя принципу органического роста и постепенного масштабирования проекта, мы с командой коллег, пришедших со мной из муниципальной школы, четыре года подряд открывали новые локации. Сегодня и младшая, и средняя школы, а также детские сады располагаются в разных частях города, что отвечает потребностям семей.

Моя первая управленческая задача состояла в том, чтобы сформировать команду, которая на первых порах, как это бывает, работала на чистом энтузиазме, объединенная потребностью в свободе педагогического творчества и эксперимента. Все руководящие должности и сегодня занимают специалисты, которые были со мной с момента основания школы, и в этот коллектив мы принимаем новых молодых сотрудников, готовых учиться, развиваться и заниматься самообразованием.

Еще одно направление работы, актуальное не только на начальном этапе, — развитие материальной базы. В первый же год мы закупили качественное дорогостоящее лабораторное оборудование для уроков химии и физики, что придало импульс развитию естественно-научного направления в школе.

Техническое оснащение школы, наличие собственной цифровой платформы — все это позволило во время пандемии безболезненно организовать дистанционный образовательный процесс. Использование stream-технологий в учебном процессе — органическая часть жизни школы.

В следующем году мы планируем переход к формату гибридного обучения, чтобы нашим детям стали доступны занятия с высококвалифицированными преподавателями со всего мира.

Дифференцированное обучение

В основе нашей образовательной практики лежат идеи развивающего обучения, которое обеспечивает формирование различных типов мышления, метапредметных компетенций и soft skills. Реализация этой базовой концепции поддерживается с помощью системы тьюторского сопровождения, а также инструментов платформы Skillfolio.

Не отказываясь полностью от формата классно-урочной системы, мы развиваем практику дифференцированных классов. Обучение ведется в малых группах, которые формируются с учетом индивидуальных особенностей детей. Такой подход дает результат в виде повышения успеваемости и роста учебной мотивации, а кроме того, позволяет быстро реагировать на изменение образовательного запроса ребенка, задач его развития. Иными словами, если ученик стал осваивать программу быстрее или, наоборот, испытывает трудности в обучении, мы при согласии и поддержке родителей переводим его в ту малую группу, которая станет для него наиболее благоприятной средой развития в данный момент.

Программы языкового обучения построены таким образом, что тот, кто обучается у нас с первого класса, к моменту выпуска достигает уровня С1

1
2

Конечно, реализация индивидуального подхода требует значительных управленческих, организационных усилий и большой включенности педагогов. Хотя мы работаем технологично, педсоветы по-прежнему могут длиться не один час, поскольку нужно уделить внимание каждому ученику. Я участвую в педагогических совещаниях каждой из наших площадок. Ведь если не понимать и не контролировать процесс, то неизбежно снижение качества и финансовые потери.

Время выбора

В расписании нашего первоклассника огромное количество предметов — от шахмат и ментальной арифметики до робототехники и каллиграфии. Эти предметы обязательны в течение первого года обучения. За это время ребенок успевает понять, какие направления нравятся ему больше.

Во втором классе количество обязательных предметов существенно уменьшается, и школьник определяет для себя круг элективных курсов для изучения, выбирая, на каких из них он будет продолжать заниматься дополнительно, в каком направлении развиваться. Помимо элективных предметов, родители вместе с ребенком выбирают три направления дополнительного образования, эти занятия проходят во внеурочное время.

Гимназия традиционно участвует в различных соревнованиях и творческих конкурсах, во многих из которых ученики занимают призовые места, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, кубки, медали.

По ту сторону языкового барьера

Я убеждена, что современный молодой человек — это прежде всего человек, легко переходящий с одного языка на другой. Именно поэтому с момента основания гимназии языковому образованию уделяется особое внимание. В 2021 году гимназия получила лицензию как Кембриджский экзаменационный центр, в котором можно пройти тестирование и получить официальный сертификат. Наш центр занимает третье место среди Кембриджских экзаменационных центров в России по количеству сдающих квалификационный экзамен.

Получают сертификаты и практически все наши ученики: программы языкового обучения построены таким образом, что тот, кто обучается у нас с первого класса, к моменту выпуска достигает уровня С1.

Английский язык преподается по кембриджской системе, занятия проходят ежедневно начиная с первого класса. Таким образом, уже к пятому году обучения ученик владеет английским языком на уровне А2 и начинает осваивать второй язык — китайский, язык совершенно иного строя, отлично развивающий мышление. К шестому-седьмому году обучения дети владеют английским языком на уровне В1, слушают лекции на английском и выступают на международных конференциях.

На пути к открытию

С первого класса школьники гимназии «Лидер» включаются в систему научно-исследовательской работы. Одно из главных событий учебного года — ежегодная конференция исследовательских проектов школьников, география которой ежегодно расширяется.

На первом этапе важно, чтобы ребенок понял, что ему интересно изучать и почему, в чем состоит новизна темы его исследования или проекта. Эти позиции ученик должен осветить в процессе защиты темы перед коллективом педагогов. Защита — отправная точка проектной работы и знакомство ученика со своим научным руководителем. В подготовке проектной работы принимают участие и родители, но их задача — не создать текст вместо ребенка, а помочь определить сферы интереса на начальном этапе, что особенно актуально для младшей школы.

В течение года ученик реализует свое исследование под руководством учителя, проходит несколько этапов довольно жесткого отбора в школе, затем представляет свою работу на различных площадках в России и за рубежом.

Надо отметить, что проектная работа в школе ведется на двух языках, и результат в рамках школьного этапа дети также представляют на русском и английском. Таким образом, это первый серьезный отборочный тур для школьника, который начинает свой путь в проектно-исследовательскую деятельность.

Универсальные навыки

Необходимость развития универсальных навыков на этапе школьного обучения, кажется, уже не нуждается в обосновании, вопрос лишь в грамотном выборе инструментов. Для диагностики и развития универсальных навыков мы используем платформу Skillfolio, став соразработчиками специальной ветки для гимназии.

В результате систематических тестирований формируется цифровое портфолио ученика, дающее возможность всем участникам процесса (родителям, педагогам, самому ребенку) видеть развитие навыков ученика в динамике.

Просматривая профиль, анализируя его, можно видеть, какие навыки в большей или меньшей степени развиты у ребенка, что входит в область его интересов; можно определить специальности, соответствующие этой области. Это особенно актуально для выпускников и их родителей при профессиональном ориентировании.

Кроме того, некоторые практики могут быть рекомендованы для всей семьи: подборки книг для чтения, обсуждение фильмов, практики на общее целеполагание и принятие совместных решений.

Любой урок становится интереснее, если на нем происходит что-то необычное, поэтому педагоги активно используют разные практики Skillfolio. Если на уроке запланирована творческая работа, то выполняется практика на креативное мышление, перед началом проектных работ ребята выполняют практику на поиск темы.

Таким образом, в гимназии «Лидер» работает система, в которой гармонично интегрируется развитие академических знаний, с одной стороны, и развитие гибких навыков — с другой, что позволяет формировать разносторонне развитую личность ученика.

Ключевые метапредметные навыки формируются и во внеурочной деятельности, по мере освоения курсов «Эффективные коммуникации», «3D-моделирование и прототипирование», «Финансовая грамотность» и др. Отдельно следует упомянуть оригинальную программу Theory of knowledge, включающую два модуля: проектно-исследовательскую деятельность и развитие навыков критического мышления.

За основу программы взята разработка Лицея НИУ «ВШЭ», которая существенно трансформировалась по мере адаптации для задач нашей работы и стала, по сути, авторским курсом.

Самоопределение

Профориентация в гимназии начинается с пятого класса, но база для самоопределения формируется раньше: уже в начальной школе с ребенком работают тьюторы, которые анализируют его склонности и предпочтения, выявляя области, в которых будущий выпускник сможет наиболее успешно себя реализовать.

В формате практических занятий и исследовательских проектов ученик пробует себя в разных областях и к старшим классам определяет свой индивидуальный образовательный маршрут.

Этот маршрут предусматривает изучение на углубленном уровне тех дисциплин, по которым планируется сдача ЕГЭ, другие предметы изучаются на базовом уровне. Школа предоставляет все возможные инструменты поддержки персонального маршрута: онлайн-консультации по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, занятия с преподавателями вузов по выбранным специализациям, подготовительные курсы в местных учебных заведениях и получение международного сертификата по английскому языку.

Профессиональное самоопределение учеников трудно себе представить без сотрудничества с вузами, которое дает возможность участвовать в университетских конкурсах и олимпиадах, получать дополнительные баллы при поступлении.

Мы поддерживаем партнерские связи как с высшими учебными заведениями Краснодарского края, так и с ведущими вузами России. Наша гимназия является школой-партнером НИУ «Высшая школа экономики». Статус партнера НИУ «ВШЭ» открывает ученикам доступ к ресурсам и мероприятиям ВШЭ.

Контекст

Школа не может существовать вне социального контекста, не быть включенной в систему партнерских связей с организациями, составляющими ее ближайшее окружение.

Главные партнеры школы — это живые люди с их профессиональным и жизненным опытом. Поэтому до пандемии привычными для гимназии были встречи с интересными людьми города в формате бизнес-завтраков. Героями этих встреч нередко становились родители учеников, роль которых в образовательном процессе вообще очень велика. Родители — владельцы бизнеса поддерживают профессиональное самоопределение наших старшеклассников, предоставляя базы для выездных мастер-классов, участие в которых означает для школьников возможность попробовать себя на настоящем рабочем месте в той или иной профессиональной отрасли.

Родители наших учеников — состоявшиеся, успешные люди, способные передать детям ценный жизненный и профессиональный опыт, в том числе опыт ведения бизнеса. Детям поначалу интересно попробовать себя в чем-то своем, а не идти по стопам родителей, но в итоге нередко они становятся продолжателями семейного бизнеса, и советы старших оказываются для них ценными. Преемственность в бизнесе важна, так как именно семейным династиям зачастую удается создать успешные компании, имеющие ясную стратегию долгосрочного развития. Исходя из этого понимания, наша гимназия стремится формировать поле для расширения межпоколенческого взаимодействия.

Читай также

Хорошо учиться там, где хорошо быть Хорошо учиться там, где хорошо быть

Санкт-петербургская школа № 619 не первый год создает новые для российской школьной практики события, в которых участвуют ученики, учителя и директора школ всех регионов страны