Быть предприимчивым
Почему «Рыбаков Фонд» решил заниматься развитием образования?
С самого начала работы фонда мой муж Игорь и председатель попечительского совета Оскар Хартман хотели развивать предпринимательство в России. В отсутствии предпринимательской культуры и мышления они видели одну из основных проблем общества. Мы запустили ряд инициатив, но быстро поняли, что работать со взрослыми людьми — молодежью в офисах и вузах — не так эффективно, как с детьми и подростками.
Когда мы приходим в школу или детский сад, то видим задачу гораздо шире, чем просто формировать представление о предпринимательстве. Наша миссия — закладывать традицию развития социума своими руками. Чтобы человек по своей инициативе и, невзирая на препятствия, предпринимал что-то, что изменит его жизнь и жизнь его окружения. Инициативность и ответственность — это и есть истоки предпринимательства. Эти принципы нужно закладывать через вовлечение детей в принятие решений, поддержку их инициатив. Так мы и перешли от идеи предпринимательства к образованию.
Со школой «Поколение» мы познакомились, когда «Рыбаков Фонд» только создавался. И почувствовали, что мы на одной волне, потому что у команды есть жажда нового, стремление создавать комфортную среду для школьников и педагогов, вовлекать родителей и выпускников в школьную жизнь. «Поколение» с интересом отзывается на наши инициативы. При поддержке команды «Ментори» школа запустила системные наставнические программы, чтобы создать школьное сообщество и среду максимальной концентрации опыта самых разных людей, где развитие каждого идет через взаимообогащающее общение. Кейс «Поколения» вошел в новый онлайн-курс «Рыбаков Фонда» и «Фоксфорда» «Школа — центр социума». Все педагоги детского сада при школе «Поколение» обучились по нашей программе дошкольного образования «ПРОдетей», некоторые стали тренерами и обучают коллег в других регионах. Конкурсные программы для школ, международная премия Rybakov Prize, конференция EdCrunch — везде мы видим участников из «Поколения». «Поколение» — амбассадор идей и программ «Рыбаков Фонда» в регионах. Для нас это источник вдохновения — видеть, что школа может быть другой: открытой, дружелюбной, ищущей, ценящей продуктивное общение всех участников образовательного процесса.
Стабильность через риск
Любопытная инициатива «Рыбаков Фонда» — создание эндаументов при школах. Идея новая для России. Думаете, приживется?
У нас эта традиция по историческим причинам прервана, но мы хотим ее возродить. Зачастую рационально мыслящие люди относятся к ней скептически. «Если у меня есть деньги, то мне их проще напрямую отдать школе. Потому что может быть инфляция, неизвестно, что вообще будет дальше», — думают они. У нас свой взгляд на эту проблему. Для нас эндаумент — один из способов создать сообщество. Вкладываясь в эндаумент, вы создаете связь со школой. Мысль о том, что вы вложили деньги и они будут работать на школу всегда, даже после того, как вас не станет, дает чувство наполненности. Еще важно, что эндаумент — это инструмент включения долгосрочного мышления для всех: и для школы, и для вкладчиков.
В логике долгосрочного планирования мы начинаем мыслить не временными отрезками в три-пять лет, а уходящими в бесконечность перспективами. Мы заглядываем за горизонт и видим картину в целом.
Но жители России в нескольких поколениях и по несколько раз переживали серьезные финансовые потрясения. Поэтому и нет доверия и привычки оперировать масштабными категориями.
— Понятно, что всех пугают риски. Но, как известно, больше всех рискует тот, кто отказывается рисковать. Ну сколько можно бояться и выживать?! Нам пора сделать выбор: либо мы выживаем, либо развиваемся. Одновременно и то и другое делать нельзя.
Идея создания целевого капитала для школ на платформе Legacy Endowment впервые была реализована в «Поколении». Услышав в 2017 году про эндаумент от Оскара Хартмана, мы сказали: «Да, интересно». И не очень-то поверили. Эта тема была новой для России, было непонятно, как пользоваться таким инструментом. Но мы обучились, а появление эндаумента определило для нас настоящий переворот в сознании. Мы поняли, что показатель качества нашей работы — это жизненные достижения, сложности, конкурентные преимущества наших выпускников. Мы увидели, что «Поколение» — это комьюнити, куда входят даже люди, которые никогда не учились в «Поколении», и это сообщество не перестает существовать, когда дети заканчивают 11-й класс. Первый год мы реинвестировали в эндаумент, поскольку верим в этот инструмент. Затем внедрим систему стипендиальной поддержки в школе. Ведь эндаумент — это не просто средства, чтобы купить для школы, скажем, новые компьютеры. Эндаумент — это обещание жить вечно, история школы, за которую наши дети и внуки будут нам благодарны.
Эндаументы возникали на Западе, в первую очередь при частных школах. А какие школы пришли на вашу платформу для эндаументов Legacy?
Большая часть — это госшколы. Государство сейчас транслирует мысль, что задача каждой школы — привлекать внебюджетное финансирование. И дело не в том, что государство расписывается в своей несостоятельности, мол, денег нет, искать их нужно самим. Дело как раз в том, чтобы создать общество соучастия, чтобы люди не чувствовали себя в роли потребителей, а были сопричастны, делая прямые пожертвования или вкладываясь в эндаумент. При этом важно подчеркнуть, что сам целевой капитал эндаумента школе не принадлежит, она распоряжается только доходом с этого капитала, потому что так пожелал вкладчик. И распределением этого дохода занимается специальный совет, в который входят как представители школьной администрации, так и вкладчики эндаумента.
Не в деньгах качество
А как вы выбирали школы для своих детей?
Наши дети учатся в разных школах, которые выбирали сами. Старшая дочь, как и другие наши дети, сначала ходила в частную школу — детский сад, которая в тот период переживала хорошие времена. Там была доброжелательная, домашняя атмосфера, инновационная образовательная среда. Но к моменту, когда дети добрались до старшей школы, к сожалению, произошли изменения. Профессиональная команда не смогла справиться с управленческими задачами, не сумела удержать коллектив.
Тогда дочь сама сказала, что в старших классах хочет учиться в лицее при ВШЭ. Поступила туда, окончила лицей и стала студенткой МФТИ. Собиралась в Вышку поступать, но в 11-м классе попала в аэрокосмическую школу в Физтехе. Вернулась — как подменили человека: «Только в Физтех, там такая атмосфера, мне туда!» Она выбрала факультет биомедицинской физики, поступила по результатам ЕГЭ.
Лев после 7-го класса принял решение уйти в математическую школу. До этого он активно занимался спортивной гимнастикой, но было понятно, что в профессиональный спорт он не пойдет. А в математике всегда были успехи. В итоге поступил в школу, где был конкурс десять человек на место.
Читай также
Профессиональный предприниматель, задумывая проект в образовании, будет изначально выстраивать масштабируемую бизнес-модель с перспективами роста. В основе образовательных проектов, инициированных не предпринимателями, скорее будет лежать идея, ценность. Строго говоря, это не бизнес, а авторская модель. Оба подхода имеют право на существование и должны быть коммерчески успешными.