Вы стали главой Комитета по просвещению совсем недавно, но уже успели провести поправки в закон об образовании. Почему было важно помочь сфере СПО, а государственным органам — контролировать электронные учебные материалы? Эти изменения — часть большого плана или просто самое необходимое, что надо было сделать как можно скорее?
Что касается возможности регионов инициировать программы дополнительного образования, такая норма в законе уже существовала. Мы дополнили ее положением, что регионы имеют право на государственную поддержку обучения по профессиям рабочих и служащих. Это те направления, где не хватает квалифицированных кадров. Поэтому здесь и часть большого плана, и шаг, который нужно было предпринимать оперативно.
Другая упомянутая вами поправка даст возможность государству верифицировать электронные ресурсы, которыми сегодня пользуются в школах. Сейчас школы сами выбирают из имеющегося набора ресурсов, каждый из которых включает в себя огромное количество страниц. А что там внутри, какое содержание, нет ли ошибок или заведомо ложной информации, что в итоге попадает в головы нашим детям? Мы дали государству в лице профильного ведомства — Минпросвещения — законное основание эти базы отсмотреть, иметь возможности влиять на этот процесс по тому же принципу, что и в отношении печатных учебников.
Чего бы вам хотелось добиться как главе Комитета по просвещению?
Сейчас в обществе есть очень большой запрос на создание единой образовательной среды. Люди с теплотой вспоминают, как было в советской школе, а ведь тогда все было единым для всей страны. Семья могла переехать в какой угодно город, и ребенок попадал в абсолютно такую же школу, у него была такая же программа, такие же учебники, такой же урок физкультуры, такой же урок труда, даже зачастую стены такие же. А сегодня слишком много излишней вариативности, которую вводят на местах или в отдельных школах. И эта разрозненность не на пользу ни детям, ни обществу в целом.
Единые образовательные стандарты — это в том числе и вопрос справедливости, чтобы и сельские, и городские школы давали одинаковый уровень знаний. Поэтому одна из основных целей нашего комитета — поддержать на законодательном уровне решения по обеспечению единой образовательной среды.
Вооруженный знаниями и нравственными ориентирами человек сможет разобраться в происходящем и найти верное решение
Другая масштабная задача касается системы духовно-нравственного воспитания в школах. Но здесь, перед тем как предлагать конкретные законодательные нормы, нужно провести большую исследовательскую работу, выработать общественную позицию по проблемам, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Например, то, что касается семейного воспитания, интимной сферы… По сложившимся в нашем обществе нормам морали мы не привыкли открыто говорить на некоторые темы. И возникающие ситуации разбираются, когда беда случается по факту. А нужно найти подходы для профилактики, чтобы методики воспитания и просвещения влияли на сохранение здоровья ребенка, как физического, так и психологического, и при этом соответствовали нашим культурным и нравственным традициям. Я думаю, что мало найдется родителей, которые хотели бы, чтобы их ребенок был, как говорят, «распущенным», но многие хотят, чтобы он был свободным, но при этом защищенным. Так вот, нужно найти такие подходы, чтобы знания и навыки, которые дети получают в образовательных учреждениях, давали точные установки, что такое хорошо, что такое плохо. А вооруженный знаниями и нравственными ориентирами человек сможет разобраться в происходящем и найти верное решение.
Но чтобы вести об этом диалог, надо сначала самим найти такие его формы, которые получат поддержку и одобрение в обществе.
Какой, на ваш взгляд, должна быть роль государства в образовании? Как должно выстраиваться партнерство с негосударственным сектором?
Все, что касается детей, их образования, воспитания, — это основополагающие вопросы для общества. А значит, и роль государства должна быть особой. И это не только контроль, но и повышенное внимание, поддержка.
По поводу партнерства с негосударственным сектором: оно может быть очень эффективным. Например, на принципах государственно-частного партнерства сейчас строятся школы.
Или другой пример. Недавно было принято решение о создании в рамках федерального проекта «Профессионалитет» 200 образовательно-производственных кластеров. Они будут сформированы на основе партнерства колледжей и техникумов с профильными предприятиями. А значит, выпускникам не придется сталкиваться с ситуацией, когда без опыта на работу не берут, а опыт получить негде. Они уже изначально будут получать знания с расчетом на работу на конкретном производстве.
Для совершенствования законодательной базы необходимы исследования и обратная связь от людей, непосредственно занятых в образовании. Какими источниками вы обычно пользуетесь для того, чтобы понимать актуальное состояние отрасли?
Исходим из нашей основной задачи — представлять интересы наших избирателей, а среди них родители, учителя, бабушки и дедушки школьников, молодежь, представители различных профессиональных сообществ, экономического сектора. И у всех есть свое видение, просьбы, требования. В том числе и к системе образования. Есть и у каждого члена комитета свой личный профессиональный опыт. Есть хороший контакт с экспертами, профессиональными объединениями, детскими и молодежными организациями (к примеру, Всероссийским педагогическим советом, «Родительским собранием», Российским движением школьников).
У нас в комитете работают представители разных фракций из разных регионов. И мы между собой договорились: когда выезжаем на свои территории, в ручном режиме собираем данные. Поэтому у нас достаточно точная картина положения дел.
И конечно, опираемся на научные, статистические исследования. Например, недавно совместно с Рособрнадзором запустили мониторинг документарной загруженности учителей. И уже видим, что везде разная история, не только в каждом регионе, городе, но и в каждой конкретной школе. Везде отчетность, которую заполняют учителя, разная. При этом Минпросвещения запрашивает у школ только семь документов. Откуда берутся остальные и есть ли в них необходимость, нужно проанализировать. И уже после этого, если в законе нужна будет норма на запрет требовать от учителя непрофильную отчетность, такую норму вводить.
Какими будут следующие шаги комитета. Что стоит на повестке дня в 2022 году и каких результатов хотелось бы добиться?
В конце прошлого года стартовала масштабная программа капремонта школ, которую «Единой России» поручил разработать и реализовать президент Владимир Путин. За два года будет отремонтировано 2500 школ. До 2026 года — 7300. Важно, чтобы эта программа получила положительную оценку людей. А для этого нужно уже на начальном этапе подключаться — на уровне региональных министерств, депутатов — к решению тех вопросов, которые возникают на местах.
Сейчас родителей, учителей беспокоит, как будет осуществляться маршрутизация в другие школы на время капремонта, предусмотрен ли транспорт, как дети будут питаться. Этот год будет для программы основным: как начнем ее реализовывать, так она дальше и пойдет.
Далее, это вопросы совершенствования Единого государственного экзамена. Планируем обобщить опыт последних двух лет, когда делалось исключение для ребят, которые не поступают в вузы, — они сдавали просто выпускные экзамены, чтобы получить аттестат. Возможно, в качестве эксперимента нужно закрепить эту норму. Но подходить к этому очень осторожно, чтобы не нарушить права ребят, которые передумают и захотят поступить в вуз, но смогут это сделать только в тот год, когда сдадут ЕГЭ. А значит, могут упустить время, потом об этом пожалев.
Будем рассматривать также вопросы развития детского движения, поддержки детей из льготных категорий (в том числе при поступлении в ссузы). К нам постоянно поступают обращения то по одной, то по другой категории. Например, по ребятам, чьи родители погибли при исполнении служебных обязанностей.
Читай также
Одно из самых востребованных учебных заведений России. На все специальности здесь приличный конкурс при поступлении.
?
1-й 2 МОК: фабрика чемпионов
3-й 2 МОК: фабрика чемпионов
3-й 2 МОК: фабрика чемпионов1-й 2 МОК: фабрика