Профессиональная платформа для специалистов рынка образования
«Слышать тех, кто на голову ниже» «Слышать тех, кто на голову ниже»

Мы, взрослые, экспансивны в своем стремлении определять и ограничивать, формировать представления и создавать концепции. Детям часто не остается ничего, кроме как отражать эти концепции, давая правильные ответы на наши вопросы об учебе и о приоритетах, ценностях и планах. Но сквозь чужое слово просвечивает собственное мнение, которое, как отметил один из участников нашего разговора, у ребенка «очень даже есть». Так что появляется шанс, образно говоря, сонастроить оптику. За детскими ответами на взрослые вопросы отправились школьные корреспонденты Иван Овчаров, София Гончарова и Дарья Горшкова.

Школа через десятилетия

Старшеклассники формулируют запрос к школе, точно, по сути, высказываясь за идею индивидуальных образовательных траекторий.

В школе моего будущего должен быть минимум обязательных предметов (особенно в старших классах), а остальные — по интересам, для развития творческих способностей. И все в классе (не больше 15−20 человек) — дружный коллектив, в котором каждому комфортно, каждый чувствует нужность, может рассчитывать на поддержку.

Точно нужна переработанная школьная программа, где только самое нужное, не растянутое на 11 лет.

Школу будущего я представляю технологичной, многофункциональной и … душевной.

Больше игр

И ученики старшей школы, и дети помладше невольно напоминают о ценности идей Л. С. Выготского, открытости школы миру и необходимости приватного пространства.

Мне кажется, что в школе будущего должно быть больше игр. Их в начальной школе было много, а теперь учителя думают, что мы уже взрослые…

… нужно, чтобы к нам в школу приходили совершенно разные люди, которые могут еще больше рассказать о предметах, которыми занимаются.

Мы подростки, и было бы очень круто в школе иметь «свои места», уголки, где можно посидеть в приятной атмосфере и поболтать после уроков или на перемене. После 7−8 уроков организму нужен отдых и спокойствие.

Делать неправильно

Исследования показывают, что ученики в школах разных стран боятся ошибок и неудач. Наши ребята об исследованиях, наверное, не слышали, но выводы ученых подтверждают.

Хочется, чтобы нас не ругали за недостатки и за те предметы, которые нам не даются, и хвалили за то, в чем мы успешны.

Я жду от взрослых адекватной реакции на ошибки — мы же все довольно часто их совершаем. Другой вопрос, сможем ли мы справиться с ними, если каждый раз будем бояться, что нас отругают?

На одной волне

К счастью, у многих детей в «Поколении» проблем во взаимоотношениях с взрослыми нет. Обе стороны сходятся на том, что сила взрослых в опыте, а детей — в гибкости, адаптации к миру цифры и технологий.

Я чувствую абсолютную уверенность в том, что родители и многие знакомые, которые в два-три раза старше, понимают меня. Но есть и те, кто даже не хочет допускать существования моего мнения.

…прежде всего, ценю умение взрослых слышать, всерьез воспринимать того, кто на голову ниже их.

Хорошо, если бы все учителя были с нами на одной волне, чтобы мы могли обсуждать с ними все, что происходит в мире!

Я думаю, что самая распространенная ошибка взрослых в отношениях с ребенком — это чрезмерный контроль. Конечно, я не говорю, что ребенок должен жить сам по себе, но и «нависать» над каждым его действием не надо.

Детство

Дети призывают нас придерживаться золотой середины и уходить от стереотипов. «Не сказала бы, что мы дети. Мы просто младше, к тому же некоторые взрослые вообще ведут себя, как дети», — уверена одна из участниц нашего опроса.

Мы, дети, верим в то, что для нас нет невозможного, что нам все подвластно.

Моя сила заключается в отсутствии ответственности. Пока я ребенок, многие проблемы решают родители. Это ни плохо, ни хорошо, просто так есть. С другой стороны, если получаешь ответственность, становишься сильнее.

Взрослые — те же дети, только с опытом выживания в этом странном и непонятном мире. От них дети чаще всего ждут поддержки, помощи и советов, так как очень страшно идти в будущее, не зная, что там ждет.

Реальное vs виртуальное

Виртуальное общение — что оно для вас значит? Это важнее, чем живое общение?

Да не то чтобы важнее… Просто так удобнее!

Виртуальное общение соответствует времени, в котором мы живем. Это удобство, универсальность. Но это не значит, что современные подростки не нуждаются в тепле объятий и живом голосе рядом.

Не вижу проблемы: новый мир, новые коммуникации, новые приспособления.

Читай также

Превращение в предпринимателя Превращение в предпринимателя

Профессиональный предприниматель, задумывая проект в образовании, будет изначально выстраивать масштабируемую бизнес-модель с перспективами роста. В основе образовательных проектов, инициированных не предпринимателями, скорее будет лежать идея, ценность. Строго говоря, это не бизнес, а авторская модель. Оба подхода имеют право на существование и должны быть коммерчески успешными.